Инновационная практика: творческая эффективность в минимальные сроки

«Творческий процесс созидания целого из составных элементов» или «Соединение отдельных частей в единое общее для перехода в нечто качественно новое» - вот что такое «синтез», объясняет нам толковый словарь. «Назвался груздем – полезай в кузов» - наш подростковый театр-студия «Синтез», очередной раз подтверждая свое название, создал нечто качественно новое: объединил студентов-практикантов РГПУ им.А.И.Герцена, своих студийцев первого года обучения и педагогов Университета и ДДЮТ для проведения инновационной практики, в процессе которой дети ознакомились с историей античного театра, театра эпохи Средневековья и Возрождения, а также участвовали в постановке отрывков и сцен, иллюстрирующих названные этапы развития мирового драматического искусства. А студенты укрепили свои теоретические знания практикой.

25 декабря в мастерской режиссера-постановщика Юрия Семеновича Остромухова и педагога-режиссера Полины Валерьевна Гороховой состоялся творческий отчет о работе, проделанной на практике студентами 4 курса направления «художественное образование», профиль «театрально-сценическое искусство» (бакалавриат). В зале присутствовали преподаватели РГПУ им.А.И.Герцена: заведующий кафедрой теории и методики философско-культурологического образования, кандидат педагогических наук, доцент Сергей Николаевич Токарев; мастер курса, заслуженный деятель искусств Украины Виктор Иванович Гончаренко; руководитель студенческой практики, кандидат педагогических наук, доцент Ольга Александровна Янутш, педагоги ДДЮТ во главе с директором Ириной Александровной Семиной, студийцы «Синтеза» и их родители.

Мероприятие началось со слайд-дневника, из которого можно было узнать, что практика проходила всего три недели, в ней участвовали 11 практикантов и 48 воспитанников младшей и старшей групп «Синтеза», но за столь короткий срок была проделана огромная работа. Каждый из студентов провел собственное исследование, результаты которого стали экспериментальной частью их курсовых работ. Вот некоторые из них. Исследование на способность детей к импровизации. Первый этап практический: этюды – действия согласно предлагаемым обстоятельствам, в том числе с использованием различных музыкальных фраз и отрывков и последующая рефлексия. Затем дети и практиканты совместно побывали на спектакле ТЮЗа им. А.А.Брянцева - «Любовь к одному апельсину» и на примере этого произведения ознакомились с принципами и ценностями жанра комедии «Dell’arte».

Другое исследование проводилось в форме тестирования. Исследовалось применение в детских театральных коллективах новых методов работы над литературным текстом. Например, детям предлагалось выбрать понравившиеся иллюстрации к сказке «Красная Шапочка» (Г.Доре или В.Лаватер), по-новому взглянуть на известные персонажи, проявив собственное их видение. Другое задание (по методике Джанни Радари), очень понравившееся детям, было «переврать» сказку. То есть, опять-таки в известной сказке представить положительных героев отрицательными и наоборот. Получилось очень забавно. В следующем исследовании детям надо было назвать любимого героя и объяснить свой выбор путем описания наиболее привлекательных черт его характера, которые близки ребенку. Помимо, так сказать, театральных задач, такие задания способствуют приучению детей к чтению, любви к этому занятию. Еще одно исследование выявляло степень вербальной фантазии и скорости воображения у ребенка. К этому исследованию привлекались студийцы и дети, не занимающиеся драматическим искусством.

Для другого исследования предлагались упражнения на развитие эмпатии (профессионального партнерства), очень важного для актеров качества.

Еще было предложено задание создать в режиме «здесь и сейчас» костюм для своего персонажа, а исследователи-практиканты потом выявляли, как менялось детское восприятие характера персонажа. Особенно интересным для детей было задание в соревновательной форме (студенты против студийцев): всей группой надо было превратиться в некий механизм или машину и показать какая она слаженная получилась. На самом деле такие игры – не забава, а тренинг, развивающий сплоченность. Помощь каждому найти свою «нишу» в коллективе и быть ему полезным. Все это влияет на творческий рост отдельного участника и всей группы в целом – ведь драматическое искусство по своей природе ансамблевое.

И это далеко не все задания и исследования, которые провели студенты за эту короткую по времени практику. Затем студенты провели лекции по истории театра.

А главным творческим заданием, к которому собственно подводило все описанное выше, было создание мини-спектакля, сценки или отрывка в духе одного из периодов истории театра – античности, средневековья, Возрождения. На отчете по практике ребята показали рождественскую пастораль на стихи Саши Черного, отрывок из трагедии Софокла «Царь Эдип» и сказку «Летучий фрегат» в стиле комедии «Dell’arte», на которых отрабатывались законы жанра.

Серьезное мероприятие закончилось предновогодними и предрождественскими поздравлениями и посвящением воспитанников младшей группы в студийцы. Дети получили значки «Я люблю театр «Синтез», а практиканты – елочные шары, расписанные персональными пожеланиями Полины Валерьевны Гороховой - аспирантки РГПУ им.А.И.Герцена и педагога ДДЮТ одновременно, которую называют связующим звеном многогранного (синтетического) союза, возникшего на этой инновационной практике.

Педагог студии «Юнкор» Татьяна Тимофеева.

Верстка - Петриченко В.А.