Городское МО педагогов изобразительного искусства

13 апреля в ДДЮТ состоялось выездное заседание Городского методического объединения педагогов изобразительного искусства на тему «Изобразительное искусство – источник радости творческого бытия». Цель семинара – обобщение и распространение среди коллег успешного опыта руководителей изостудий Дворца детского (юношеского) творчества Красногвардейского района – педагогов Ирины Ивановны Коваленко, Ольги Павловны Гагариной и Ирины Зиновьевны Жестянниковой.
Семинар открыла директор ДДЮТ Ирина Александровна Семина, рассказавшая о многогранной деятельности Дворца и месте в ней декоративно-прикладного отдела. Затем выступила методист декоративно-прикладного отдела Александра Васильевна Галко, которая коротко осветила все 30 образовательных программ (семи направленностей: художественно-эстетической, культурологической, социально-педагогической, естественно-научной, эколого-биологической, физкультурно-спортивной и научно-технической) реализуемых в этом отделе 13-ю его педагогами. В числе этих программ есть как инновационные, так и традиционные программы, хорошо зарекомендовавшие себя в течение более 10 лет. Например, «Мягкая сказка» - ее автор и реализатор «патриарх» отдела Наталья Николаевна Бученкова, которая работает в ДДЮТ без малого 40 лет. В ее кружке дети шьют мягкие игрушки, сами придумывают их, конструируют, разрабатывают выкройки, не прибегая к помощи готовых моделей и специальных журналов. Творческий поиск здесь на первом месте. Десять лет ведет свою программу «Бисерная мозаика» Ирина Владимировна Ачкасова, но методы работы постоянно обновляются. Например, в последнее время ученики Ирины Владимировны успешно представляют свои зачетные работы
в форме компьютерной презентации, то есть используют современные технологии. Другая программа этого педагога культурологической направленности знакомит ребят с обычаями, традициями, ремеслами русского народа и называется «Народный календарь». С программами этого педагога «перекликаются» программы, разработанные и реализуемые педагогом Ольгой Адольфовной Трефиловой, это: «Фенечки и пояса». «Макраме», «Умелые руки не знают скуки»» и «Проворный крючок». Большой популярностью пользуется программа Трефиловой «Потешных дел мастера», предполагающая создание, как традиционных народных игрушек, так и современных сувениров в новых технологиях. Недавно
занимающийся по этой программе коллектив «Народная игрушка» завоевал 1 премию на ХII Всероссийском конкурсе-выставке «Комната моей мечты».
Большой комплексной программой располагает школа-студия «Мода», это: «История моды», «Моделирование одежды» и «Моделирование из текстиля», в том числе и лоскутное шитье, так любимое автором этой программы Викторией
Викторовной Минасян. Так же большой популярностью у девочек-подростков пользуется программа естественно-научной направленности «Визаж». Ее ведет Екатерина Андреевна Васильева. Она знакомит девочек с премудростями гигиены, ухода за лицом, кожей, учит макияжу и прическам.
Педагог Александра Васильевна Галко реализует несколько программ, в числе которых программы связанные с художественной обработкой кожи, начиная от изготовления простых изделий до коллекционных. Несколько педагогов отдела ведут годичные программы, такие как «Ладушки», «Непоседы», «Первые шаги в мире информатики», рассчитанные на младших школьников и носящие ознакомительный
характер.
Программы «Путешествие в глубину веков» и «Живая глина» приобщают детей к гончарному искусству. Демонстрируя свои умения, воспитанники Юрия Владимировича Никанорова, автора последней из названных программ, подготовили для участников семинара памятные медали.
Изобразительное искусство преподают в ДДЮТ три педагога, чьи методы работы подробно освещались на семинаре. Подходы к образовательному и воспитательному процессу у них разные, а итоги, можно сказать, одинаковые – успешные.
Ольга Павловна Гагарина педагог высшей
категории, Отличник народного образования руководит изостудией «Нева» более 30 лет. Она придает большое значение принципу эстетизации всей детской жизни, считает, что высокие идеалы, которые ребенок будет нести через всю свою жизнь, успешней формируются в атмосфере красоты, уюта и комфорта, которыми его окружат взрослые. Задача педагога создать эту атмосферу и, согласовав свои усилия с заинтересованными родителя, максимально развивать, информировать ребенка, направлять его деятельность на активное освоение мира. Познакомить с лучшими образцами мировой художественной культуры, научить видеть и понимать смысл художественного произведения, расширить кругозор учащихся, дать необходимые знания в смежных искусствах. Внутренний мир ребенка должен
стать достойным, чтобы его стоило выражать средствами изобразительного искусства, считает Ольга Павловна. Вторая задача – дать основные навыки художественной деятельности и обучить разнообразным формам изображения на плоскости и в объеме, с натуры, по памяти, представлению, воображению. Решению этих задач подчинено все оформление и оснащение ее кабинета: собрано огромное множество различных предметов для рисования с натуры, имеются удобные, изготовленные по
спецзаказу мольберты, есть компьютер с выходом в Интернет и база собственных программных наработок в электронном виде. В студии собраны лучшие работы воспитанников, выполненные в разной технике, ряд детских рисунков составляет оформление холла и коридора перед кабинетом. Традиционно в июне студия выезжает на базу отдыха в город Одессу, где ребята вместе проводят свободное время, отдыхают и пишут с натуры.
К набору новичков Ольга Павловна подходит
дифференцированно: педагог выявляет степень природных наклонностей ребенка к рисованию, проводит собеседование, чтобы выяснить, на сколько серьезны намерения родителей обучать ребенка изобразительному искусству и имеет ли он сам выраженное желание этим заниматься. Благодаря всему перечисленному коллектив воспитанников студии стабилен. О результативности красноречиво может сказать, например, такой факт: в 2007 году дети изостудии «Нева» получили призовую поездку в парижский Диснейленд!
- Дети – это материал, с которым мне интересно работать – говорит Ирина Ивановна Коваленко и принимает в свою студию всех ребят, желающих рисовать – это ее принцип. В
этом учебном году Ирина Ивановна отмечает 35-летний юбилей своей профессиональной деятельности. Она педагог высшей квалификационной категории. Кроме работы с детьми на протяжении многих лет активно проявляет себя как художник. Любимое занятие – писать акварелью пейзажи милой сердцу Мги, леса и речки Ленинградской области. На ее счету иллюстрирование учебной и художественной литературы, выполнение дизайн-проекта в области ландшафтной архитектуры жилых и промышленных интерьеров.
Коллектив изостудии педагога Коваленко объединяет детей и подростков от 7 до 18 лет. Программа обучения рассчитана на 5 лет. Для тех ребят, которые не хотят расставаться с коллективом по окончании основного курса, педагогом разрабатывается индивидуальный план занятий. Начало каждого нового дела с детьми – беседа. Любое задание сопровождается разговором по душам. Для того, чтобы предложенная тема была раскрыта, ребенок должен сформулировать, продумать свое отношение к ней. Тема ему должна понравиться. По итогам работы над темами в студии созданы и пополняются папки: «Человек», «Животный мир», «Морской мир», «Времена года» и т.д. Детскими работами и личными работами педагога Коваленко оформлены стены фойе и коридоров ДДЮТ.

Воспитанники изостудии постигают тайны цветового пятна, художественного образа, учатся выражать свои мысли и чувства акварелью, гуашью, пастелью, карандашом. Совместный просмотр произведений
художников при посещении музеев, дворцово-парковых ансамблей, выставок обогащает детей художественно. Они высказывают свое мнение и учатся слышать товарищей. Эмоциональное восприятие картин дает новый стимул для развития фантазии. Ребят объединяет стремление к творчеству и окрепшая в течение многих лет совместных занятий дружба.
Среди выпускников Ирины Ивановны
есть учителя изобразительного творчества, архитекторы, ювелиры, декораторы, дизайнеры, стилисты. А юноши и девушки, выбравшие другие жизненные пути, навсегда сохранят любовь и интерес к изобразительному искусству, станут духовно богатыми людьми, умеющими видеть и ценить прекрасное.
Педагог высшей категории Ирина Зиновьевна Жестянникова семнадцать лет назад пришла в ДДЮТ с программой «Изучение изобразительного искусства с карандашом и кистью». Работает с детьми, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, - самой, по ее мнению, заинтересованной, самой восторженной аудиторией. В приеме в студию никому не отказывает. На первом году обучения дети в доступной форме знакомятся с различными видами и жанровыми особенностями изобразительного искусства. Начинают рисовать обязательно красками: для маленьких - это гуашь, а для старших – акварель. Во втором полугодии дети пишут портреты: автопортрет, портрет мамы, папы, семейный портрет. На втором году обучения предлагается более сложное задание - портрет в историческом костюме. Предваряя каждое новое задание, на компьютере рассматриваются картины известных художников по этой тематике, но дети ни в коем случае не срисовывают их. Ирина Зиновьевна приветствует творческую самостоятельность даже самых юных художников, свободу, ценит в ребенке личность. Первые же работы демонстрируются в студии и на стенах фойе и коридоров ДДЮТ. Тему портрета сменяет натюрморт…
Занятия проходят не только в студии: на пленере пишутся
пейзажи, а в залах зоологического музея, в зоопарке – многочисленные наброски животных.
Работы трех студийцев Ирины Зиновьевны отобраны в детский фонд Русского музея. Для некоторых ребят занятия в изобразительной студии стали началом профессиональной карьеры.
Воспитанники все трех руководителей студий не раз признавались лауреатами и дипломантами международных, всероссийских и городских конкурсов изобразительного искусства.
В конце встречи выступила руководитель ГМО Ольга Дмитриевна Мамонтова, давшая высокую оценку работе отдела и руководителей изостудий ДДЮТ. «За круглым столом» участники семинара обменялись мнениями, задали много вопросов педагогам Коваленко, Гагариной и Жестянниковой и признали их опыт заслуживающим внимания и распространения среди педагогической общественности.

Новость подготовила педагог студии "ЮнКор" Татьяна Тимофеева.