II этап районного турнира знатоков мировой культуры «Знаю! Владею! Творю!»

От истока до устья – в русле полноводного турнира!

16 марта во Дворце детского (юношеского) творчества Красногвардейского района состоялся II этап районного турнира знатоков мировой культуры «Знаю! Владею! Творю!», в котором приняли участие команды 5-6 классов и их болельщики из шести ГОУ района – школ 129,491,562,577 и гимназий 177, 405. Турнир стартовал в сентябре 2010 года. В течение всего учебного года от этапа к этапу конкурсанты изучают конкретный срез культуры разных стран, определенных жребием, и встречаются на интеллектуальных тематических состязаниях: «Исток культуры – миф», «Русло культуры – религия», «Устье культуры – искусство». Таким образом, знакомятся с особенностями развития и жизни разных стран мира, учатся толерантности, творческой самореализации, разумному коллективному досугу и в какой-то мере, надеются организаторы турнира, восполняют потребность в широкой социализации.

Второй этап турнира – самый сложный. Как правильно о вопросах религии говорить в учреждении, где детям дается светское образование и как не перейти ту грань, за которой обсуждение этой очень личной темы – темы веры, «всуе» станет не допустимым и даже кощунственным? Автор и организаторы этого инновационного проекта как раз и пытались тонко решать просветительские задачи, не касаясь духовно-религиозной сферы. Ребятам предстояло ознакомиться с сутью некоторых религий современности: трех мировых – христианство, ислам и буддизм и трех национальных религий – синтоизм, даосизм и иудаизм. С трудной задачей помогает справиться игровой формат мероприятия и эмоциональная составляющая турнира – тематические заставки, решенные средствами пластического театра. Их исполняют воспитанники подросткового театра-студии «Синтез». Погружение в тему достигнуто.

Первый конкурс - «Информационный биатлон»: за одну минуту команда должна ответить на максимальное количество вопросов ведущего о той религии, которая командой исследовалась. Далеко не каждый взрослый смог бы это сделать, тем более в блиц-режиме. Вопросы, например, такие: что за словом Шариат, Тора и Апокалипсис? Даосизм: в переводе с китайского - двухсоставное понятие: если «дао» - путь, что означает вторая часть слова – куда ведет этот путь? Какое событие послужило началу мусульманского летосчисления? Ребята удосуживались ответить на четыре, пять и даже шесть вопросов такого уровня сложности. И это была только разминка.

Второе задание называлось «Контрольный вопрос». Команды пытались найти слабое место в подготовке соперника – играли на его поле, задавая вопросы по изучаемой соперником теме. На экране четыре лика святых – это евангелисты, которых в христианстве принято изображать в виде символов. Назовите их имена и соответствующие символы. Если наш читатель затрудняется в ответе – дети помогут: четыре евангелиста – это Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Древняя иконографическая традиция соотносит их с четырьмя живыми существами, соответственно: ангел, лев, телец и орел, которые отражают различные стороны искупительного подвига Спасителя – мессианское посланничество в мир, его могущество и царственное достоинство, жертвенность и высоту учения. Интересно?

Другой вопрос звучал так: буддизм распространен во многих точках мира: на Тибете, в Тайланде, Камбоджи, Непале, Шри-Ланке, отчасти в Японии. Есть ли буддизм в России? Да, в нашей стране буддизм исповедуется в Калмыкии и Бурятии, а в последнее время буддийские общины стали возникать в крупных городах России – в Москве и Санкт-Петербурге.

Оригинальный вопрос придумала еще одна команда – она вынесла «черный ящик». Что в нем? Вопрос адресовался исследователям иудаизма: в этом ящике лежит «животное», которое питается плодами священного дерева иудеев, и плоды этого дерева. В «черном ящике» оказывается игрушечная свинка и желуди. Именно она поедает плоды дуба - священного дерева приверженцев иудаизма, и уже этим заслужила их нелюбовь.

Особый интерес у конкурсантов вызывает «Диалог со знатоком» - это следующее задание турнира. На экране аспирант кафедры музееведения и экскурсоведения Санкт-Петербургского Государственного университета культуры и искусства Станислав Зюзин. Он рассказывает ребятам три притчи и задает вопросы на размышление, связанные с общей, религиозной тематикой игры. Вопросы носят философский характер и тем еще более привлекательны для игроков. Одна из притч такова: Однажды несколько человек пришли к одному колодцу и набрали в чистые вёдра чистой воды, а затем понесли её страждущим — каждый в своё селение. Люди принесли свои сосуды для воды, но забыли их вымыть. В первом селении сосуд был из-под малинового варенья, в другом — из-под рыбы, в третьем — из-под вина. И вода приняла вкус того, чем были запачканы сосуды, а жители селений подумали, что вода, которую им принесли, изначально обладала этим вкусом. Однажды они повстречались и начали рассказывать о вкусе этой воды и когда узнали, что вода у них разная, решили, что она из разных источников. Тут они начали спорить, чья вода самая лучшая - лишь она вправе называться чистой. Из-за этого поссорились и стали врагами. Эта причта имеет название «Учения и религии». « - Почему у притчи такое название», - спрашивал знаток? Ребята рассуждают и приходят к правильному ответу: все религии берут свое начало из одного источника, но люди понимают одну и ту же истину по-своему. Не пора ли нам прекратить ссоры, делают они вывод, может быть самый главный, тот для чего, собственно, и устраивался турнир.

Потом было творческое приложение к познавательному конкурсу – театрализация понравившегося религиозного ритуала. Сценки создавали дух религиозных обрядов, их атмосферу, было интересно наблюдать национальные особенности костюмов приверженцев той или иной религии. Ребята уделили большое внимание антуражу, духовной и национальной музыке, выполнили слайд-фильмы, которые демонстрировались на заднике сцены и создавали нужный колорит. Командам, представляющим синтоизм и даосизм, особенно удалось сделать свое небольшое выступление прочувствованным, зрелищным.

Хорошо, что изучая жизнь других народов и примеряя на себя чужой исторический костюм, дети быстро находят связь с сегодняшними делами, жизнью этих народов. Трогательной минутой турнира стало обращение команды «У Кастальского ключа» к настоящим трагическим событиям в Японии и найденные детьми правильные слова, которые не всегда легко даются взрослым. Победители этапа названы, это команда «У Кастальского ключа» (гимназия № 405), на втором месте с разрывом всего в один балл - команда «Спарта» (школа № 577). Но это не важно – турнир продолжается, да и по его завершению важным будет не распределение мест, а те знания, которые в результате турнира прибавятся.

Автор проекта турнира «Знаю! Владею! Творю!» - педагог Дворца творчества Полина Валерьевна Горохова, она же – аспирантка кафедры теории и истории культуры РГПУ им. А.И.Герцена считает, что предмет «Мировая художественная культура», еще недавно находившийся в центре внимания школьного образования, оказался некой скоротечной модой и незаслуженно вытеснен из программ учащихся среднего звена. А именно в этом возрасте у детей формируется собственная мировоззренческая позиция, свой взгляд на жизнь. Предлагая свой проект, автор надеется хоть в какой-то мере в игровой форме компенсировать этот дефицит возможностями учреждения дополнительного образования. В составе жюри – Сергей Николаевич Токарев, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики философско-культурологического образования РГПУ им.Герцена, научный руководитель диссертационной работы Гороховой. По стечению обстоятельств он тоже житель Красногвардейского района, заинтересованное лицо в политике продвижения культурологии в школы нашего района. Классные руководители и наставники юных исследователей культуры выразили одобрение новому проекту, и поскольку он проводится в районе второй год, считают, что начало еще одной доброй традиции положено.

Руководитель студии «ЮнКор» Татьяна Тимофеева.