Конкурс юных исследователей: история откроется живой страницей

28 января в ДДЮТ состоялся VII Районный историко-краеведческий конкурс (на правах районной олимпиады), подготовленный НМЦ Красногвардейского района и нашим Дворцом и ХIХ Большие районные историко-краеведческие чтения. В программе конкурса: исследовательские работы по истории России, исследовательские работы по обществознанию и праву, историко-краеведческие чтения – «Из истории города и района» и «Моя родословная». Сопредседатели жюри и организаторы конкурса: методист краеведения, координатор краеведческого направления ДДЮТ Наталья Павловна Столбова и методист истории и обществознания НМЦ, учитель ГОУ№562 Екатерина Григорьевна Попова. В работе жюри принимали участие О.А. Львова, учитель ГОУ № 628, В.И. Скородумов, учитель ГОУ 490, О.Н. Минеева, учитель ГОУ 491, В.И. Агеева, учитель ГОУ № 177, А.С. Иванова А.С., учитель ГОУ № 233, Н.В. Громова, учитель ГОУ № 265, Н.В. Кашина, учитель ГОУ № 188, Д.Я. Яхина, «Петершуле», И.И. Белокрылова, методист ДДЮТ, учитель ГОУ № 628, Т.А. Вьюгинова, учитель ГОУ № 177, О.А. Никитина, учитель ГОУ Школа здоровья, Л.В. Дербилова, методист ДДЮТ, учитель ГОУ № 141, Т.М. Файнерман, учитель ГОУ № 515 и М.В. Соловьева, учитель ГОУ № 349.

Открыла конкурс Наталья Павловна Столбова:
« - Дорогие ребята, вы проделали большую работу, уже достаточно глубоко познакомились со своей темой, научились работать с книгами и структурировать материал, анализировать источники, ставить цели и делать выводы. И вот наступает момент, когда работу можно представить публично – момент волнующий и в тоже время радостный. Желаю вам хорошей защиты своей работы и успехов в конкурсе. В добрый путь!»

Со словами поздравления к участникам конкурса и их наставникам обратилась Екатерина Григорьевна Попова:
« - Пусть все волнения останутся за дверью, той аудитории, где мы с вами будем работать… Сам факт, того что вы принимаете участие в конкурсе исследовательских работ должен вызывать у вас чувство гордости за свой труд: добывая знания, факты для своего материала, вы, может быть, стремились объять необъятное, в процессе работы приобрели упорство и сформировали в себе новое качество – качество исследователя. Вы уже победители и я поздравляю вас с этой победой – победой над собой. Желаю вам победы на секции. Это шаг на пути к городским, а может быть и к Всероссийским соревнованиям юных исследователей-краеведов, в которых вы защитите честь своего учебного заведения, района, города… Удачи!».

Конкурсанты разошлись по секциям, добровольцы подняли руки, желая выступать первыми, и работа началась. Критерии оценки: глубина содержания, умение пользоваться разными источниками, грамотное оформление работы, во время защиты точная тезисная подача материала, владение словом и артистизм. Пятибалльная система по каждому из направлений. Регламент выступления - 5 минут. Ребята довольно быстро сумели справиться с волнением, заинтересовано и вдумчиво слушали соперников и вскоре вопросы к конкурсантам задавали уже не только члены жюри. Особенно активно это проявлялось на секции исследовательских работ по обществознанию и праву и исторической секции. Какие же темы особенно взволновали конкурсантов? Например, современное уголовное право России: ребят интересовало личное отношение выступающего к смертной казни и где в мире наиболее суровы законы; новые законы, введенные в последние пять лет, в связи с интернетмошенничеством и хакерством и многое другое.

В другой работе предметом исследования была рыночно-экономическая сфера. Конкурсантка в полном объеме предоставила информацию о рынках и биржах, дала определение таким понятиям как спрос и предложение. И сумела ответить на непростые вопросы об образовании и регулировании цен на рынке. Весьма любопытно была представлена тема денег. Почему деньги - «это наше все», каковы их свойства, зачем нужна национальная валюта? Как видоизменялись деньги и каково их будущее? Вот сколько информации смогла донести своим кратким, но емким сообщением конкурсантка Виктория Боброва.

Весьма актуальной была признана тема защиты прав граждан в ходе призыва на воинскую службу. Старшеклассники старались разобраться во всех тонкостях прав и обязанностей призывников, уточняли, в каких случаях возможна альтернативная государственная служба, которой может быть заменена служба воинская и куда обращаться в случае нарушения правил призыва, объясняя свой интерес к такого рода сведениям практическим аспектом. А конкурсантка-автор пояснила, что она выбрала эту тему потому, что ее заботит безопасность нашей Родины. В ходе защиты этой работы возникла дискуссия на моральную тему: почему раньше служба в армии и профессия военного были почетными, а теперь – нет, отчего современная молодежь менее патриотична, чем люди старшего поколения нашей страны? Рассуждали и о коррупции в армии.

Вопросы коррупции также подробно разбирались на исторической секции. «Коррупция во времена правления Николая I и попытки борьбы с ней» - такую тему подняла Катя Коробкова. Тема вызвала живой интерес, поскольку и сегодня актуальна. Конкурсантка попыталась взглянуть на нее с исторической точки зрения и сделала печальный вывод: к сожалению, победить коррупцию невозможно… И по этому поводу на секции разгорелась дискуссия. Другой животрепещущей темой, темой на злобу дня признали поднятую проблему межнациональных отношений – проблема обсуждалась по следам выступления школьницы из семьи с греческими корнями: часть ее родственников живет в Грузии, другие – эмигрировали в Петербург.

Вызвала интерес и была отмечена жюри работа о событиях на Халкин-Голе. Руководитель жюри этой секции Екатерина Григорьевна Попова отметила, что практически по каждой теме велась довольно оживленная дискуссия, поскольку были выбраны интересные темы, редкие, зачастую мало освещенные в исторической литературе, например, такая, поднятая конкурсантом Игорем Стульбой из 233 школы: «Средства из подручных материалов для уничтожения врага в начальный период Великой Отечественной войны». Екатерина Григорьевна подчеркнула научную атмосферу, царившую на секции, ребята задавали глубокие вопросы, а защищавшиеся конкурсанты грамотно отстаивали свою позицию, многие работы носили по-настоящему исследовательский характер. Наиболее активное участие принимали ребята из 664 гимназии и 233 школы. Сверхактивны в этом году были мальчики, они задавали тон всей защите, и эта новая тенденция очень порадовала членов жюри.

А вот работы, заслушанные на историко-краеведческой секции, руководимой Ириной Ивановной Белокрыловой, в целом жюри были признаны недостаточно сильными. К основным недостаткам члены жюри отнесли небрежный подход к оформлению работ, зачастую неграмотно поданное цитирование исторических и справочных источников, отсутствие ссылок на авторов и максимальное использование интернетресурсов, как легкий путь добычи информации, ведущий к поверхностным знаниям. Далеко не все работы носили исследовательский характер, чаще представляли собой реферат. Хотя отдельные работы произвели впечатление. Например, работа Юли Дребезовой из «Школы здоровья», которая занималась творчеством народного художника Киргизии, скульптора-монументалиста Ольги Мануиловой. Интересно, что ее авторству принадлежит первый памятник, увековечивший героя Великой Отечественной войны – это памятник легендарному генералу Панфилову, погибшему при защите Москвы в 1941 году. А памятник ему был установлен всего год спустя, еще во время войны в городе Фрунзе (ныне Бишкек). В Морском музее нашего города хранятся работы Мануиловой, есть ее скульптуры и в Кронштадте. Конкурсантка собирается продолжить свое исследование, думается, на этом пути Юлю ждут интересные встречи и открытия. Вызвала интерес также работа учащегося 664 гимназии, посвященная сравнительному анализу батальной живописи о войне 1941-1945 г.г. западных художников и наших. Приложена презентация.

А вот на второй краеведческой секции, руководимой Людмилой Владимировной Дербиловой, интересных и качественных работ было куда больше. Вероятно причины тому две: ребята исследовали близкие им темы (например, историю своей семьи) или работали над темой уже не первый год. Содержательную работу подготовила ученица 491 школы Нигина Саттарова, тема: «Корейская диаспора в Санкт-Петербурге». Нигина исследовала жизнь и культурные традиции корейской диаспоры на примере своей семьи, близких и далеких родственников. В работу включены интервью с представителями диаспоры и прихожанами корейской церкви Санкт-Петербурга, даны сведения о молодежном культурно-просветительном корейском центре в нашем районе (на ул.Хасанской) и о «Корейской газете», выходящей в нашем городе, журнале и корейском театре.

Людмила Владимировна Дербилова высоко оценила качественно написанную работу о гвардейских полках Санкт-Петербурга, с многочисленными приложениями, прекрасно оформленную. Видна замечательная работа учителя-наставника. Содержание полностью раскрывает тему, работа написана хорошим языком.

Интересную исследовательскую работу по национальному составу своей школы провела ученица 349 школы Катя Плахотнюк. Для этого было проведено анкетирование учащихся трех возрастных групп. Анализ анкет позволяет сделать вывод: наиболее подвержены националистическим настроениям дети подросткового возраста – видимо это еще одно проявление максимализма, свойственное ершистому переходному возрасту. Учитывая выводы работы, можно строить перспективное воспитательное планирование в этой школе - такая вот практическая составная получилась. В школе углубленно изучается иностранный язык, интересно, что вторым после родного дети назвали английский язык.
Еще одна любопытная работа – «Из рода Турчиных», выполненная ученицей 7 класса 233 школы Таней Платоновой – посвящена поискам данных об одной ветви своего рода, среди представителей которой есть интересные и даже выдающиеся люди. Работа выполнена на основании домашнего архива и данных, полученных из государственных архивов Тверской и Псковской областей, из Российского государственного исторического архива и литературы, посвященной смоленскому дворянству, а также благодаря общению с сотрудниками музея города Торопца. Часть данных получены с помощью интернетресурсов. Такой вот широкий спектр сбора материала использовала эта участница конкурса. Работа получилась очень интересной.

Свою родословную исследовала ученица 628 гимназии Анастасия Конде (в другом случае написано Кондэ), она из рода Конде-Марквот-Ренгартен, в котором переплелась история древних французских родов, в том числе боковой ветви династии Бурбонов.

«Не жалея своей жизни» - так называется работа Светы Калининой из 349 школы тоже посвященная родословной и выполненная на основе материалов семейного архива. Значительная часть этой работы рассказывает о жизни членов семьи во время войны и блокады Ленинграда. К работе приложены ксерокопии исторических документов и фотографий, хранящихся в семье.

О своей родословной с гордостью рассказала Женя Венкова, ученица 143 школы. Во вступлении она пишет: «Я родилась и расту в большой и дружной семье рядом с прабабушкой, бабушкой и дедушкой. С раннего детства перед моими глазами были портреты неизвестных, но родных мне людей. Я слышала много рассказов о прошлом моей семьи, но только в последние годы история моего рода начала интересовать меня по-настоящему и благодаря конкурсу мой интерес к прошлому превратился в исследовательскую работу…».
Интересно, полезно, познавательно. Вот таким был этот конкурс.

Информацию подготовила руководитель студии «ЮнКор» Татьяна Тимофеева.