Конкурс "Я и мои права". Первый этап.

Я и мои права


Прошел первый (школьный) этап ежегодного общегородского конкурса «Я и мои права», цель которого широкое привлечение учащихся к изучению прав человека, в частности – ребенка; формирование у детей активной гражданской позиции; стимулирование интереса к изучению актуальных проблем общественной жизни, приобретение опыта творческой и социально-значимой деятельности.

В районном этапе приняли участие ГОУ № 151, 491, 177, 196, 628, 143, 515, 129, 188, 265, 233


Оргкомитет районного конкурса:

И.В.Журавлева – главный специалист Отдела образования Красногвардейского района
В.С.Мурер – директор ДДЮТ «На Ленской»
Л.М.Вакуленко – зам.директора по ОМР ДДЮТ «На Ленской»
А.А.Стеклянникова – методист-координатор ДДЮТ «На Ленской»
Т.А.Степанова – методист по работе с зам.директоров по воспитательной работе ДДЮТ «На Ленской»
Е.О.Мороз – методист по работе с классными руководителями ДДЮТ «На Ленской»
Е.Г.Попова – методист истории НМЦ Красногвардейского района

По условиям конкурса предлагалось выбрать различные формы подачи материала с проблематикой о правах и свободах человека: сочинение, газета, журнал, буклет, авторская обложка предметных тетрадей, календарь, закладка для книги, плакат.  Конкурсанты особенно заинтересовались созданием тематических календарей. Давайте перелистаем их.

Большую работу проделала Таня Козлова, ученица 11-А класса школы № 515 "Гетешуле".

"- Мой календарь – поясняет она свою работу - расскажет не только о событиях, произошедших в определенном месяце, но и важности самого этого месяца в жизни ребенка". Учитывая тематику, календарь открывается не привычным январем, а июнем. Ведь 1 июня – Международный день защиты детей! Оказывается, этот праздник принят решением специальной сессии демократической федерацией женщин мира в 1949 году. Можно сказать у праздника юбилей – 60-летие. Но он не собирается "уходить на пенсию" и с каждым годом становится популярней: например, в России большинство национальных проектов на ближайшие годы тесно связаны с решением проблем детства, а в этот День проходят всякие акции, и дети получают подарки. Подарок для всех – каникулы. Право на них также закреплено законом. Весь круг вопросов защиты заложен в статьи «Конвенции ООН о правах ребенка». На страничке «Август» этого календаря популярно разъясняются статьи 24-27 о правах ребенка на здравоохранение и медицинское обслуживание – ведь именно в этом месяце каждый ребенок, готовясь к учебному году, проходит медосмотр. Таня Козлова сумела рассказать об особенностях медосмотра этого года: он был устрожен опасностью "свиного" группа!

Сентябрьский листок календаря, естественно, посвящен Дню знаний и рассказу о 28-29 статье Конвенции - об образовании. При всей праздничности события, автор замечает: "Нам приходится бороться за свое обучение. И мы боремся. Ведь не у всех есть средства на платное образование. А часто платно учится совсем не тот, кто хотел учиться, а способный ученик не может себя реализовать. Вот эту проблему я считаю основной… Разве такое образование можно считать доступным? Мне кажется, что нет". Выпускница. Мы слышим речи зрелого человека – успехов тебе, Танечка, в борьбе за свои права!

Октябрь – День учителя. В России по всемирному календарю он отмечается уже в 15 раз, но конкурсантка и тут сумела назвать особенности Дня сегодняшнего: «ООН предлагает родителям и всем гражданам на минуту задуматься о том, как изменил их жизнь хороший учитель, память о котором они сохранили» Кстати, вторая половина этого учебного года придется на 2010 год, объявленный Годом Учителя.

Очень хочется "обозреть" еще две странички этого календаря ноябрьскую и мартовскую. На первой из названных добыта и грамотно выстроена информация о таких всеобще важных статьях как статьи об установлении ответственности государства в защите детей от эксплуатации, от похищения и торговли детьми. А также статьи определяющие права ребенка, попавшего в места заключения, права на охрану во время вооруженных конфликтов и войн, права на неразлучение с родителями, на выражение своих взглядов, своего мнения на свободу совести и религии. Интересно, что именно в ноябре двадцать лет тому назад работа над текстом Конвенции ООН о правах ребенка была окончательно завершена (то есть только через 30 лет после принятия Декларации – ее первого этапа!), а затем ратифицирована и подписана всеми странами-членами ООН, кроме США И Сомали. Мартовская страничка "кидает мостик" от сухого строгого закона к душе. На ней размещена "Декларация материнской любви". Юные правозащитники-конкурсанты, как вы думаете, имеют ли право матери на ответное чувство? Пусть не ратифицированное.

 

 

 

Декларация материнской любви 

Я тебя люблю. Я люблю тебя всегда, и тогда, когда ты хороший, и тогда, когда совершил плохой поступок. Я горжусь тобой, когда ты успешен, но я верна тебе и люблю тебя, даже когда ты совершаешь промах. Я пойму и приму тебя, и не буду осуждать, если ты кого-то обманешь, украдешь или солжешь. Ты на меня всегда можешь рассчитывать, я буду с тобой, даже когда весь мир отвернется от тебя.
Ты можешь уехать и забыть обо мне, но я все равно буду тебя любить и пойму, что у тебя своя жизнь. Моя любовь тебя ни к чему не обязывает. Ты свободен и ты мне ничего не должен. Но когда бы ты ни пришел ко мне, моя душа открыта для тебя. Я буду встречать тебя не упрекали, а сочувствием и пониманием. Я люблю тебя и принимаю таким, какой ты есть.

   

С большой теплотой сделана коллективная работа учащихся 8-А класса школы № 491 Маши Вьюхиной и Юли Малининой. Это календарь, который называется "Мы вместе". Ведь календарь по Ожегову – это не только таблица или книжка с перечнем дней в году, но и различные справочные сведения к ним.

В своей вступительной статье конкурсантки приводят высказывание Конфуция: "Не приведи Бог жить в интересное время", по мнению Маши и Юли, мы живем в "чересчур интересное время", в котором события могут развиваться бурно и непредсказуемо. "Экономические, военно-политические, социокультурные проблемы человеческого сообщества, бедность и терроризм" - таков, по мнению девочек, актуальный срез неприятностей, к которым надо быть готовым. Но "времена не выбирают, в них живут и умирают" продолжают опираться на авторитеты девочки и заключают – информирован, значит вооружен. В "интересные времена" стоит наперед знать законы и свои права. "Наше время отличается некоторыми принципиальными чертами от всех предшествующих эпох земной цивилизации" - глобализацией, которая нас всех объединяет. "Мы… обмениваемся едой, музыкой, модой…Люди пьют один и тот же кофе, обставляют квартиру мебелью фирмы 'Икеа',.. ездят на автомобилях компании "Хонда"…Почти во всех городах мира присутствуют черты молодежной культуры…" А девочки хотят поделиться с миром…радостью! И предлагают экспортировать наши праздники. Ведь о них же рассказывается во всех календарях. Достойная идея. И подкреплена "авторитетом № 1" нашего города – Петром I. Цитата: "…поздравлять друг друга…желая в делах благополучия и в семье благоденствия. Детей забавлять…" Конкурсантки нашли в нашем календаре немало оригинальных праздников. Например, 11 января – День "Спасибо", 21 – День объятий; 21 февраля – День родного языка; в марте – День гражданской обороны и День числа "Пи". В апреле – День смеха и День породненных городов; в мае – День памяти и примирения и День семьи. В июне – День охраны окружающей среды и День друзей! В июле – День поцелуев, в августе – "Врачи мира – за мир" и День левшей. В сентябре – День грамотности, в октябре – День экологии, в ноябре – День отказа от куренья и День информации. В декабре – День борьбы со СПИДом и День солидарности людей! Вот такой позитивный календарь. Девочки предлагают посвятить целые месяцы замечательным вещам: февраль – любви, апрель – смеху, октябрь – уважению, а ноябрь – здоровью. Согласитесь, неплохо.

От темы конкурсантки несколько отдалились, но заслуживает всяческого одобрения идея перевесить негатив жесткого разговора о правах (который собственно и возникает, когда что-то неблагополучно) собственным позитивом и настоем на добро, подкрепив, как водится, это ссылкой на авторитет. Франсуа Ларошфуко: "Нам дарует радость не то, что нас окружает, а наше отношение к окружающему"

Тоже коллективный календарь "Мои права в свободной стране" предоставили на конкурс ребята из школы № 562: Катя Пичугина, Андрей Лещев и Денис Сафонов. "Мир вступил в новое тысячелетие… История 20 века – это история двух мировых войн, социальных потрясений и нарушений естественных прав человека.В мире много говорят об этих событиях, дают им оценки. Но в основном речь идет о попрании, нарушении прав взрослого человека, хотя все мы, живущие на этой планете, родом из детства. ПОРКА В силу психических и физических особенностей детского возраста, отсутствие необходимого жизненного опыта ребенку по сравнению со взрослыми труднее отстоять свои права. Очень часто ребенок просто не знает всех своих прав". Ребята сообщают, что изучили документы, являющиеся международным стандартом гуманного и ответственного отношения к детям – это "Великая хартия вольности детей" или "Мировая конституция прав ребенка".

"- Не всегда ребенок, научившись читать, возьмется изучать вышеперечисленные документы" – рассудили ребята. И, чтобы их сверстники могли больше узнать о своих правах в доступной и популярной форме, изготовили календарь с весьма лаконичным текстом.Зато с красочными иллюстрациями – ими и украшена эта статья. Спасибо!
Резюмируя свою работу, ребята из школы № 562 сообщают: "В документах заложен принцип: каждый ребенок имеет право знать свои права. Взрослые должны в более доступной и популярной форме и как можно чаще рассказывать детям об их правах. Наша работа, возможно, покажет те проблемы, которые существуют в этом вопросе…Заставит не только взрослых, но и людей, отвечающих за соблюдение прав ребенка, обратить внимание на проблемы, которые существуют в нашей стране…по соблюдению прав детей".
Одиннадцатиклассница Ольга Зотова из школы № 491 для своего конкурсного проекта выбрала форму молодежного журнала. Заявленные статьи: "Россия – правовое государство!", "Механизмы защиты прав человека", "Наши права – наша свобода" ("Делаем выводы!"). Использован журналистский прием социального опроса, по следам которого сделана диаграмма. Есть «Лента новостей», грамотно почерпнутая из Интернета, в том числе и новости о правонарушениях в отношении детей Красногвардейского района. Даны телефоны «горячей линии», по которым абитуриенты и студенты российских вузов могут заявить о нарушении своих прав.

Из ленты новостей
Прокуратура Красногвардейского района Санкт–Петербурга провела проверку исполнения школами законодательства, направленного на обеспечение здорового образа жизни детей. В итоге 19 должностных лиц было привлечено к дисциплинарной ответственности. Как сообщает пресс-служба прокуратуры Санкт–Петербурга, госслужащие были наказаны за то, что в школах района короткие перемены. Проверкой было установлено, что расписание звонков более 20 районных школ не соответствуют предъявляемым требованиям. Лишь в 5 образовательных учреждениях предусмотрены 2 перемены по 20 минут после 2 и 3 уроков. Между тем, согласно нормам СанПиН продолжительность перемен между уроками должна составлять не менее 10 минут, а большая перемена должна длиться не менее 30 минут. Закон также допускает вместо одной получасовой перемены устраивать две перемены по 20 минут каждая. В противном случае у школьников не будет достаточного времени на питание и отдых, а это уже нарушение федерального закона "Об образовании"
.

"Закон не может изменить сердце человека, но он сдерживает бессердечных" Мартин Лютер Кинг – предваряет свою первую статью автор Зотова и предлагает разобраться что за утверждением: "Россия есть демократическое федеральное правовое государство с республиканской формой правления" (Конституция РФ ст.1.1.) Правовое государство, поясняет Ольга, реально ограничено правом, в нем имеют место гарантии свободы личности и контроль над властью со стороны общества. Правовое государство основывается на идее правового закона, главное требование которого – соблюдение прав человека. Известны ли эти права ребенку? Задается вопросом конкурсантка и составляет опросный лист. Ею опрошены молодые люди 3 возрастных категорий: 11- 14 лет, 15-17 лет и 19-20. А вот результаты анализа. Анализ прост: чем моложе человек, тем меньше его знания о своих правах. С древних времен, пишет Ольга, люди боялись того, чего не знали. Вывод: дети бояться бороться за свои права, хотя их нарушают, потому что твердо не знают эти права и особенно последствия такой борьбы. "Не будем пускать жизнь на самотек…" - призывает автор и объясняет предусмотренные формы защиты: суд, обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. А еще разъясняет ействие института защиты прав человека с труднопроизносимым названием омбудсмен, неизвестный даже многим взрослым. Проще говоря, это защита прав гражданина от административного произвола независимым должностным лицом. Для ребенка таким лицом может послужить директор школы, классный руководитель, участковый врач и даже сосед по лестничной клетке, избранный общественностью дома ответственным по подъезду. Дети, обращайтесь – этот путь и эффективный, и законный!

Вот такие серьезные и практические советы получили ровесники от конкурсантов.

 

Благодарим всех учителей, оказавших содействие в создании конкурсных работ!

Конкурс продолжается. Победители районного этапа будут названы в первых числах ноября. Городской этап конкурса (30 ноября – 15 декабря) проводит Уполномоченный по правам человека в СПб совместно с Комитетом по образованию СПб.

Татьяна Тимофеева,
пресс-секретарь жюри.
Верстка страницы
Петриченко В.А.