Праздник педагогических династий.

Что есть предназначение учителя?
С ответом ты, пожалуй, не спеши.
Учитель – это точно не профессия,
Учитель – состояние души!

С этих стихов начался 8 декабря в ДДЮТ торжественный вечер, проводимый в рамках профсоюзного фестиваля «Звезда по имени детство», посвященный чествованию педагогических династий, проживающих и работающих в Красногвардейском районе, семей, в которых профессия педагога стала делом всей жизни многих поколений. Назовем их поименно и хоть коротко расскажем удивительные истории рождения этих славных династий, отметив самых ярких их представителей, сумевших передать свою любовь и преданность профессии детям, внукам, правнукам… Одной из старейших педагогических династий нашего района является династия педагогов Макаровых – их род помнит своего родоначальника Николая Петровича Шереметьева, воспитателя детей царской семьи Николая I! А в нашем районе в настоящее время трудится его трижды правнук – Сергей Евгеньевич Макаров, директор школы 515 и его дочь Ольга Сергеевна Чайка, учитель географии, а жена – Галина Викторовна Макарова много лет возглавляет коллектив детского сада 24. Педагогическую стезю выбрал и сын Сергея Евгеньевича и Галины Викторовны - он работает учителем в одной из школ Приморского района.

Глубокие педагогические корни династии Моховиковых-Артемьевых уходят в 18 век, а общий педагогический стаж семьи насчитывает примерно 285 лет! В настоящее время в нашем районе, в лицее 265 работает Маргарита Сергеевна Артемьева, учитель биологии, которая свидетельствует, что всех учителей ее рода объединяет тяга к педагогической науке и к новым знаниям в области детства.

В династии Завалей-Коротковых-Морозовых есть учителя математики, информатики, изо, методист по туризму и даже учитель танцев! А родоначальницей этой славной династии является Екатерина Васильевна Завалей – ветеран Великой Отечественной войны, труженица тыла, проработавшая в школе 34 года! Представитель этой династии в настоящее время работает в 164 школе, это Наталья Александровна Морозова – учитель математики.

В схеме «династического древа» семьи Андриевских-Ивановых-Горунович десять учителей с общим педагогическим стажем 217 лет! А могло быть и больше: к сожалению, трагически оборвались на войне жизни двух педагогов их рода - Василия и Галины. В 188 школе нашего района трудится Ирина Константиновна Горунович – летописец свой педагогической династии, жизненное кредо которой: «Твоей душе должно быть столько лет, сколько детям, с которыми ты общаешься, плюс твой жизненный опыт». В этой же школе работает Татьяна Всеволодовна Базыкина, представитель другой педагогической династии – Лапиных-Базыкиных. Рассуждая о профессии по наследству, она говорит так: «Учителя так часто переполняют эмоции, что он не перестает говорить о школе и дома. Разве наши родные: муж, дети, родители не знают во всех подробностях что произошло вчера в школе? Но продолжатель династии в семье может вырасти только в том случае, если вы говорите о своей работе даже в сложных жизненных ситуациях без злобы». Вот вам и рецепт создания педагогической династии!

В 180 школе работают представители трех педагогических династий: это – Алевтина Георгиевна Басова, Анна Васильевна Ключникова и Ирина Львовна Кушкина. В профессиональном досье семьи Анны Васильевны – директор школы, учитель истории и учитель английского языка, а в досье Ирины Львовны – учитель истории, высококлассный краевед и искусствовед, учитель музыки и МХК.
А во Дворце творчества юных Красногвардейского района в настоящее время работают сразу десять представителей педагогических династий семей Коваленко, Комаровых, Нездойминога, Иоффе и Имамеевых-Касьяненко! И всех их объединяет высокий профессионализм в работе, любовь к искусству, неизбывная преданность профессии педагога и как следствие - творческие достижения учеников.
В школе 160 работают представители двух педагогических династий: учитель истории и обществознания Светлана Алексеевна Алексеева и учитель изо, черчения и МХК Галина Петровна Прудникова. Династия Алексеевых началась с мамы Светланы Алексеевны – Надежды Дмитриевны, учителя музыки и информатики, которая считает самым главным качеством учителя умение понять ребенка… «Но никогда нельзя понять, если начинаешь с оценивания». У Галины Петровны Прудниковой еще прапрадедушка Василий Иванович Иванов был педагогом – он вел «Слово Божие» в церковно-приходской школе при храме Софии в Великом Новгороде, где служил дьяконом. Было это в прошлом веке, еще до революции. Педагогом стала и дочь Галины Петровны, Светлана Аркадьевна Елюшкина. Она работает учителем английского языка в 196 гимназии – вот так «породнились» две школы Красногвардейского района, наверно проводят вечерами педсоветы прямо на родной кухне!
В школе 133 работает представитель педагогической династии трех поколений по женской линии Ермолаевых-Лаврентьевых-Кудринских – Евгения Алексеевна Кудринская, учитель начальных классов. Родоначальник династии – ветеран педагогического труда Евдокия Алексеевна Ермолаева, она же - ветеран Великой Отечественной войны, за подбитый самолет получившая звание ворошиловский стрелок, награждена двумя орденами и двенадцатью медалями. Дочь Евдокии Алексеевны, Татьяна Александровна тоже стала педагогом и убеждена в том, что счастье – это когда ты любишь свою работу, несмотря на усталость, огорчения и даже разочарования, которые порой доставляют ученики. Запас прочности учителя – его неисчерпаемые душевные силы.

А сколько их требуется в работе с самыми маленькими воспитанниками – детсадовцами? На вечере педагогических династий чествовали семьи Надежды Владимировны Романовой и Натальи Юрьевны Цыркиной, сотрудников детского сада 31. Женщины этих семей овладели всеми профессиями, нужными детскому саду, начиная с прачки и заканчивая должностью заведующей. Бережно сохраняют детские души, пестуют, лелеют.

В 177 гимназии работает психолог Наталья Владимировна Баканча, представитель славной династии Кривонос-Степановых-Гусельниковых-Баканча. В их семье есть профессиональный военный воспитатель, ветеран войны, который, являясь главой большой семьи, наставлял: «На вас должны равняться все остальные дети. Вы – дети офицера, поэтому вам нужно стараться вдвойне!» И дети постарались: выросли, выучились. Теперь среди них – учитель русского языка и литературы, учитель физики и математики, директор школы, министр образования и науки Амурской области, учитель изо и черчения, олигофренопедагог и психолог. Добрая половина всех кафедр пединститута представлена!
На вечере присутствовала хорошо известная педагогической общественности Красногвардейского района Ольга Всеволодовна Яновская, председатель комитета профсоюзов районного отдела образования и науки. Теперь коллегам известно, что она тоже является представителем педагогической династии, начатой ее мамой и продолженной всеми тремя ее дочерями. Жизнь каждой связана с работой в детском саду. И даже внучка Ольги Всеволодовны при выпуске из детского сада на вопрос кем в жизни ей хочется стать твердо ответила: «Воспитателем!» Растет смена…
По торжественным случаям принято дарить подарки на память. От имени наших депутатов ЗакСа Светланы Николаевны Нестеровой и Александра Ивановича Кущака представителям педагогических династий вручили альбомы для фотографий и красивые теплые пледы. А дети преподнесли творческие подарки – пели и танцевали, - продемонстрировав замечательную школу своих наставников: педагога академического вокала, руководителя вокального класса «Ариозо» Натальи Александровны Шумиловой; педагога по хореографии, художественного руководителя детского хореографического ансамбля «Юный ленинградец» Софии Семеновны Иоффе; руководителя ансамбля бального танца «Родничок» Татьяны Романовны Матвеевой.

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если он имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Но если же учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он – совершенный учитель». Это произнесенные с трибуны слова Льва Толстого, которыми закончился вечер… Видел бы классик наши педагогические династии – непременно бы отметил дважды совершенного учителя, который сумел привить и передать любовь и к делу, и к ученикам своим собственным детям, тем самым умножив общественно востребованный педагогический генофонд страны.


Информацию подготовила руководитель студии «ЮнКор» Татьяна Тимофеева.