Репортажи юных журналистов
 «Синтез» и авось

3 октября в актовом зале ДДЮТ «На Ленской» состоялся спектакль подросткового театра-студии «Синтез» - «Юнона и Авось», заявленный авторами как пластико-драматическая иллюстрация к одноименной поэме Андрея Вознесенского на музыку композитора Алексея Рыбникова. Успешные студийцы являются лауреатами нескольких районных фестивалей:

  • «Наши звездочки» (2005-2006 гг.).
  • «Творческий аттестат» (2006-2007 гг.).
  • Победителями районного конкурса детского творчества, посвященного 35-летию Красногвардейского района.
  • Обладателями «Гран-при» за постановку спектакля «Скоморошина» по мотивам северных сказок и за спектакль «Страна слепых» по пьесе Н.Коляды.
  • В прошлом учебном году театральная студия «Синтез» впервые приняла участие и стала лауреатом IX Международного детского Брянцевского фестиваля в номинации «Последовательное воплощение замысла».

Должно быть, полагала я, отправляясь на спектакль «Юнона и Авось», данная работа  режиссера-постановщика Юрия Семеновича Остромухова и режиссера-педагога Полины Валерьевны Гороховой тоже своего рода последовательное воплощение замысла одновременно с более сложным драматургическим материалом и выросшим «материалом» живым – юными исполнителями, поднявшимися на определенную ступеньку актерского мастерства. Но стоило ли брать столь сложное произведение? Как подросток серьезно будет играть возрастную роль – историческому персонажу графу Резанову, однако, 40 лет? То есть примерно возраст настоящего отца юного исполнителя. В поэме, помимо любовной, много других сюжетных линий: смерть жены Резанова, его патриотические проекты соединения Америки с Россией, проблемы команды моряков, практически рискуя жизнью пролагавших себе путь к свободе (это крепостные, которым обещана вольная по исполнении «дерзкого прожекта»), наконец, религиозно-мистическая – «я путь ищу как воин и мужчина, но буду честен, есть еще причина… на мне остановился взгляд Казанской Божьей Матери».

Готовы ли ребята потянуть за все эти нити, ведь только тогда смысл произведения будет раскрыт в полной мере, спектакль станет объемным? Или взрослые заранее попятились-таки, назвав его иллюстрацией? Такие сомнения были. Но на другой чаше весов имелась аргументация в пользу: ведь второму главному герою – Кончите – лет практически столько же, сколько в среднем исполнителям. Пятнадцать! А это возраст первой любви, когда впервые серьезно перед каждым встают вопросы чести, долга, верности, ответственных, так сказать судьбоносных, поступков. Почему бы не попытаться вместе с ребятами найти ответы на эти вопросы на примерах высокой поэзии? А разве на уроке истории они не размышляют над теми или иными политическими и экономическими проблемами прошлого нашего Отечества? Учебная программа ведь сбалансирована относительно возраста? Значит, созрели и для театральной работы над историческим произведением Вознесенского.

И опять сомнения: если спектакль не получится для этого состава, а может быть и для подросткового театра «Синтез» в целом провал станет приговором – хорошо играть «детские» произведения уже неинтересно, а взрослые, выходит, невозможно.

 - Риск – дело благородное. Ребята и взрослые, «слегка» переиначив оригинальный текст вашего автора, скажу: «авантюра удалась, за попытку – спасибо»!

Создателям всегда интересно, что конкретно удалось, на что откликнулась зрительская сторона, над чем работать дальше. Давайте почитаем отзывы зрителей-подростков, присланные на сайт театра-студии «Синтез»: «потрясающе ярко…очень тронуло, легко верить…очень эмоционально, я сидела в последнем ряду и плакала…в восторге от вдохновенной игры ребят…столько энергии… особо хочется отметить не только отличную игру Антона Рябинина (Резанова), но и Кончиты… Получилось трепетно и нежно. А так же всех игравших в массовке… честно говоря, я не ожидал, что настолько серьезно все получится. Приятно удивлен… очередной раз в восторге от вдохновенной игры ребят. Они выкладываются по полной программе каждый раз, что присуще настоящим артистам с большим опытом, и это меня очень сильно удивляет. Каждый из них сыграл свою роль замечательно… отсутствие профессионализма у актеров полностью компенсируется искренностью, обаянием юности, способностью к сопереживанию, пластикой движений, подчиненных экспрессивной музыке… Я не ожидала, что ребята в возрасте 16 лет могут так играть, так передавать чувства и эмоции…»
     Из этих отзывов можно сделать вывод: спектакль зацепил высоким градусом чувств и «техничностью» детей и взрослых. Здорово, и все-таки есть над чем работать.

 

Премьера спектакля состоялась в конце прошлого учебного года и вызвала большой интерес молодежной публики. Студийцы пообещали, что в новом учебном году спектакль будет показан старшеклассникам района не менее одного раза в месяц, и все желающие смогут его посмотреть. На нынешнем спектакле присутствовали не только наши дети, но и их зарубежные сверстники – школьники из Германии, изучающие русский язык. Специально для них руководители студии предусмотрели перевод либретто на немецкий язык, вывешенный на портале сцены во всю ее ширину. Стилизовано оформленный текст дополнил лаконично, но со вкусом выдержанные декорации. Однако устроенное после просмотра обсуждение выявило, что далеко не все зрители-немцы либретто прочитали, не все поняли и, прежде всего, хотели узнать, что означает само слово «авось» (поясняем сейчас: недостаточно обоснованная надежда). Это не значит, что спектакль им не понравился – эмоциональный накал, даже без конкретного понимания смысла произведения, свое дело сделал: музыка, бесспорно удавшаяся актерам пластика, сценический бой, игра света, продуманная декорация, «ветер» - сообщил нужный настрой. Пусть тонкости сюжета будут дофантазированы… Да, театр идет к уму через сердце. Но нашим юным зрителям все-таки нужно и, на мой взгляд, можно дать полное понимание произведения. И на это следует обратить особое внимание.

Художественный руководитель студии Юрий Семенович Остромухов, предваряя показ спектакля, пояснил зрителям-гостям, что актеры обычные школьники, принятые в студию практически без конкурса – просто желающие заниматься театральной деятельностью. Без особой подготовки и даже без учета талантливости. Это начало, а вот перед нами итог: обычные ребята стали необычными (об этом мы читаем и в «удивленных» откликах).

Что произошло с ребятами? Может быть, они сами еще не готовы объяснить это.

Но что произошло видно по одухотворенным лицам, по обдуманным действиям на сцене,
по отношениям «внутри массовки».

У Вознесенского есть такие слова: «Родилось рано наше поколение, чужда чужбина нам и скучен дом, расформированное поколение, мы в одиночку к истине бредем…» В России живем.

У нас чуть не каждое поколение может сказать о себе тоже самое: то раньше родились, то позже, чем хотелось бы. Ребята, которые сегодня подошли к своему взрослению, в раннем детстве что-то недополучили от нас, взрослых: на переломе веков мы думали больше о хлебе насущном для них, чем о пище духовной. И вот теперь видим изнанку такого воспитания, издержки. В фаворе деловые, мир стал жестче, молодежь прагматичней.

Ребята, милые, вам выпал счастливый случай встретиться с духовным, прекрасным и воспринять его в вашем театре «Синтез». Вспомните, Резанов из вашего спектакля, увидев «перст судьбы», искал возможность реализовать свое предназначение, искал свою высокую любовь и готов был на подвиг ради нее. Считайте свою встречу с искусством не случайностью, а закономерностью и исполняйте свое предназначение.

Вы поете: «Мы забыли, бранясь и пируя, для чего мы на землю попали. Аллилуя любви, аллилуя!»

    Возьмите последнее предложение этой цитаты как девиз в жизнь. Будьте волонтерами хороших идей и добрых помыслов в молодежной среде. Говорите об этом не только от имени персонажей, говорите своими словами. Обязательно проводите обсуждения спектакля. В театральной традиции России принято смотреть на актера «не по-голливудски», не как на умелый инструмент, снабженный хорошим голосом, красотой движений, нужными физическими параметрами, а шире – как на очень культурного человека, духовно богатого, чуткого. Попытайтесь быть проводниками этой традиции. У вас получится, ведь первый, самый трудный шаг – сделан.

 

Репортаж - руководителя студии
Татьяны Тимофеевой


Фото - Кати Нахконен
Оформление Петриченко В.А.

Cтудия «Юнкор»